project_ancient (project_ancient) wrote,
project_ancient
project_ancient

Category:

Руины Кавказа. Грузия. Мцхета-Мтианети





Бебрисцихе

Бебрисцихе - древняя крепость расположенная на правом берегу реки Арагви, к северу от Мцхеты. Возведена в ранее средневековье на возвышающемся над Военно-Грузинской дорогой крутом утёсе. Построена она для защиты Мцхеты и Тбилиси от набегов горских племён со стороны Большого Кавказского хребта. Многочисленные и разнообразные материалы, обнаруженные во время археологических раскопок показали, что Бебрисцихе был действующей крепостью с IV по XVIII век. В настоящее время крепость довольно сильно разрушена землетрясениями и оползнем. Сохранилась часть башни цитадели, западная стена и отдельные элементы других укреплений.
Основное укрепление крепости - цитадель по своему плану очень близка к треугольнику. Её стены толщиной около 2 м сложены из небольших камней практически одного размера. В каждом углу каменного треугольника имелось по одной башне. Самая большая, юго-западная башня была разделена деревянными перекрытиями на четыре уровня с амбразурами. Восточная башня изначально имела квадратную форму, но была разрушена и перестроена в 18 веке. Северная башня по конструкции однотипна с юго-западной, но несколько меньше её размером. Что же касается второй, практически уже не существующей части оборонительных сооружений Бебрисцихе, так называемого южного или нижнего дворика, то скорей всего его стены имели многогранную форму, следуя сложному рельефу местности.







Храм села Бодорна

Небольшая купольная церковь находится недалеко от села Бодорна, она стоит среди леса, на слоне горы и видна издалека. Надпись на южном фасаде Бодорнской церкви гласит, что её в 1417 году построили сын местного арагвийского эристава, Митрофан и высокопоставленный чиновник Каикубат Кобиашвили на месте ранее разрушенной безымянной церкви. Во второй половине XVI века с южной стороны пристроили небольшую часовню, которая до настоящее времени к сожалению не сохранилась. В 1912 году в храме проводились реставрационные работы с небольшой переделкой в результате которой к входу с южной стороны добавилась входная дверь и в западной стене. Храм является постройкой типа «купелхале» (купольный зал, нем. Kuppelhalle) возведенной из булыжника и кирпича, кладка в основном смешанная, лишь на северной стене можно увидеть правильное чередование каменных и кирпичных рядов, барабан купола же полностью кирпичный. Входа, как уже писалось выше два - с юга и запада. Южный вход имеет стрельчатое очертание. На востоке зал церкви завершается полукруглой апсидой, которая пристроена на две ступени выше. Алтарь отделен от зала выполненным из булыжника, оштукатуренным и побеленным иконостасом. Переход от подкупольного квадрата к круглому барабану купола осуществляется посредством парусов. Строение имеет по одному окну с каждой стороны. Интерьер оштукатурен. Внешние формы храма не вписываются в решение внутреннего пространства. К югу и северу от барабана купола расположены двухскатные крыши боковых «рукавов», что придает храму вид крестово-купольного строения. На восточном фасаде кирпичной кладкой выложено три довольно больших креста, на остальных фасадах же нет никакого декора. На каждой грани барабана купола, в двухступенчатых нишах стрельчатой формы, прорезаны узкие и высокие окна, которые обрамляют полукруглые арки. Купол также украшен валами. Фасады завершает простой трехступенчатый карниз




Церковь Св Георгия. Коби

Церковь Св Георгия вместе с двумя башнями и стеной образуют комплекс Коби Гиоргицминда - памятник архитектуры позднего средневековья, расположенный на скалистом холме, недалеко от деревни Коби. В неспокойные времена 15 - 18 веков комплекс представлял собой важное звено в непрерывной цепи сигнальных башен Трусовского ущелья. Южная башня в основании которой использованы два гигантских валуна сильно повреждена, от нее сохранилась только нижняя часть высотой 3 метра. С запада к башне примыкала стена которая, перекрывала и контролировала узкую тропу ведущую в комплекс. Вторая, северная башня прямоугольной формы (5,6х5 м) практически полностью разрушена. В её частично сохранившейся северной стене устроена колокольня. Между двумя башнями расположен небольшой зальный храм с прямоугольным входом с северной стороны. Восточная сторона самая интересная часть церкви (именно она и видна на старых фото). В её самом окончании имеется прямоугольный алтарь, который отделен от продольных стен зала небольшими "плечами" и расположенный на две ступеньки выше пола. В восточной стене находится единственное прямоугольное окно храма. Под ним лежит небольшой ромбовидный камень, который возможно является некой реликвией.




Крепость Сно

Прямо посередине ранее многолюдного, а ныне небольшого селения Сно, на скальном образовании стоит сторожевая башня-крепость. По конструктивным и архитектурным особенностям, башня вероятней всего была построена, примерно в XVI-XVII веках. Целью её строительства был контроль вместе с крупной крепостью Арша ущелья Терека. Через это ущелье лежал сложный, но более короткий путь со стороны Ингушетии и Осетии в Хевсуретию, Пшави и Мтиулети. Строитель этой крепости не известен, как и неизвестен род которому она принадлежала. По местным легендам сей оборонительный пункт был собственностью клана Гудушаури и по этой причине его иногда называют Гудушаурской крепостью. О названии крепости также существует легенда. В ней говорится, что в одной из битв царь Иберии Вахтанг I Горгасали был так сильно впечатлен мужеством и храбростью своего воина по имени Сно, что назвал его именем крепость, считая, что она также славно и мужественно будет оберегать родные земли от врагов, как и его храбрый витязь.
Башня имеющей форму некой сильно вытянутой трапеции окружена стеной имеющей почти форму круга. Несмотря на перепад высот верхняя кромка стен находится на одном уровне, из-за чего стены имеют разную высоту: с северной стороны около четырех метров, а с южной стороны высота достигает десяти метров. С внутренней стороны к стенам были пристроены своеобразные деревянные леса в несколько ярусов: в низкой части ограды устроено два яруса, а в высокой — три. В восточной стороне каменной ограды расположен единственный вход в форпост, к которому ведут высеченные в скале ступени.
Практические вся башня сложена из грубо обработанных камней. Исключением является часть фасада, где когда-то были двери, здесь камни обработаны намного и качественнее. Вход находится в первом этаже, с юга, на высоте 6 м. Остальные стены этого этажа глухие. Второй этаж имеет пять одинарных бойниц (по две — в восточной и северной стенах, и одну — в западной стене). Стены третьего этажа почти разрушены.







Крепость Ксани

Крепость Ксани (Мтквари) - небольшая средневековая крепость в восточной Грузии, расположенная вершине 600-метровой горы Саркинети на левом берегу реки Ксани, недалеко от места слияния Ксани с Курой. Крепость была построена в 1511-1512 годах младшим братом царя Картли Давид X - Багратом I Мухранбатони для защиты Картлийского царства от набегов войск царя Кахетии Георгия II, прозванный за свою жестокость Авгиорги ('Злой Георгий'). План крепости (неправильный пятиугольник) обусловлен рельефом вершины горы. Изначально крепостные стены были построены из крупного булыжника. Стены же, в которых встречается смесь каменной и кирпичной кладки, являются результатом реконструкции. В 1746 году сильно обветшалая и потрепанная временем крепость была восстановлена и расширена великим магистром царского двора Картли, князем Константином III Мухранбатони. Об этом событии гласит вытесанная в камне надпись, которая сохранилась над входом в цитадель. Стены укреплены бастионами и башнями разного размера и формы и увенчаны зубчатыми парапетами. Они оборудованы амбразурами и ронделями. Во внутреннем дворе располагался пруд и винный погреб. Раньше вода подавалась по акведуку, который тянулся вдоль горного хребта на протяжении нескольких километров





Джвари

На вершине горы у слияния Куры и Арагви близ Мцхеты расположен один из выдающихся памятников средневековой грузинской архитектуры - монастырь Джвари, название которого переводится как «крест». По преданию, Джвари построен на месте, где святая Нино установила священный крест, чтобы символизировать принятие Грузией христианства в IV веке н.э. По мнению исследователя грузинской архитектуры, академика Г. Н. Чубинашвили церковь была воздвигнута в промежутке между 586 - 604 годами. Об архитекторе храма ничего не известно. В некоторых современных публикациях можно встретить предположения, что его звали Микел Тхели. Не исключено, что Джвари строил армянин Тодосак — архитектор Атенского Сиона, который считается близкой копией Джвари. К слову это не первая культовая постройка на данной горе. Есть некоторые сведения, что это место использовалось еще в дохристианские времена, для проведения языческих культов и поклонения силам природы. Согласно историческим источникам 545 году здесь уже стояла небольшая церковь. Её руины известные ныне как Малый Жвари, можно лицезреть рядом с главной церковью

Небольшой по размерам храм в плане представляет вписанный в квадрат крест с полукруглыми апсидами на концах. Внутреннее пространство обладает соразмерностью, ясностью и четкостью. Внутри храм декорирован мозаикой, дошедшей до нашего времени только частично. В самом центре храма имеется основание, в котором когда то и был закреплён Святой крест.Облик фасадов определяется гранёными апсидами с плоскими нишами. Восточная и южная сторона храма украшены скульптурными рельефами и орнаментами, на гранях алтарной апсиды — три рельефа с изображениями ктиторов. Скульптуры грубоваты и наивны по исполнению, но в целом орнамент хорошо подчеркивает архитектурные формы храма. Завершён храм куполом на восьмигранном барабане.

В советское время храмовый комплекс был заброшен — доступ нему бал почти закрыт из-за соседних военных баз. После получения Грузией независимости религиозное значение храма Джвари восстановили.










Троицкая церковь (Гергети)

Троицкая церковь в Гергети расположена на высоте 2 170 м у подножья Казбека вдоль Военно-Грузинской дороги в грузинской деревне Гергети на правом берегу Чхери (приток Терека), прямо над посёлком Степанцминда. Точная дата постройки храма неизвестна, вероятно, он был построен в 30-х годах XIV века. О месте основании церкви имеется интерессная легенда. Она упоминается в одном из путеводителей по Кавказу за 1906 год: "Об этой церкви передают одну весьма интересную подробность. Основание церкви нужно отнести к весьма отдаленному прошлому, когда в Грузии все церкви в честь св. Стефана ставились на месте идольских капищ. Этим, вероятно, и можно объяснить тот странный факт, что в храме хранится (как говорят тщательно скрываемый местным духовенством) языческий идол. Древность эта представляет собой серебрянного барана, довольно примитивной и грубой работы, и сохраняется на каменном престоле, завернутая в эпитрахиль".
Снаружи Гергетская церковь украшена резьбой и барельефами в виде солнца, виноградной лозы, крестов, животных и других всевозможных орнаментов. Очень фактурная и интересная железная дверь храма. Внутри церковь очень аскетична. Здесь нет дорого и роскошного убранства. Из фресок сохранилось лишь несколько фрагментов, даже штукатурка отсутствует. Электричества тоже нет, единственный источник света - это узкие окна, поэтому в храме почти всегда полутьма.
Построенная в XIV веке святыня является единственным крестово-купольным храмом в области Хеви. Подле храма имеются средневековая колокольня и не очень заметное здание, в котором живут монахи.






Tags: Грузия, Руины Кавказа
Subscribe

  • Григорий Распутин. Часть 3

    С 1907 года началась история систематического общения Распутина не только с Царем, Царицей, но и с их детьми. Первым кто испытал чары сибирского…

  • Григорий Распутин. Часть 2

    Как известно, Александра Федоровна была очень склонна к мистицизму и с доверием относилась к людям не от мира сего, различным странникам,…

  • Григорий Распутин. Часть 1

    Распутин появился на свет в крестьянской семье, жившей в глухой сибирской деревушки под названием Покровское, что в Тобольской губернии (ныне…

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment