project_ancient (project_ancient) wrote,
project_ancient
project_ancient

Categories:

Руины Кавказа. Грузия. Кахетия




Икалто
Монастырский комплекс Икалто один из первых монастырей Грузии, он основан где-то после середины VI века. К сожалению первые, древние сооружения того времени до нас не дошли. Существующие ныне храмы построены, самое раннее, в VIII веке. С VIII-IХ вв. монастырь представлял собой обитель, где жили монахи. В XII веке при правлении царя Давида Строителя был построен Успенский храм, а к трапезной пристроили двухэтажный корпус Академии. Первый этаж академии разделен на 2 части - более длинное зап. и узкое восточное помещения с 2 входами с севера, фланкированными 2 окнами с каждой стороны. Зап. стена гладкая; восточная имеет тройную аркатуру, в каждой арке выведена маленькая ниша. Все арки полуциркульной формы. Второй этаж - это большой зал, в вост. стене была двойная арка, основанная на 8-гранном высоком столбе: сохранились двойные окна столба - элемент, характерный для переходного периода груз. архитектуры (VIII-Х вв.), и крестовый свод на удлиненном основании. В юж. стене 2-го этажа сделан ряд углублений в виде декоративной аркатуры. Первым ректорорм стал переехавший из Гелати теолог и философ Арсен Икалтоели. Под его руководством в академии преподавали теологию, риторику, астрономию, философию, географию, геометрию, песнопения, а так же гончарное дело, обработку металлов, виноградарство с виноделием и фармакологию. Со временем академия становится одним из самых значительных культурно-просветительских центров Грузии. Согласно легенде, здесь учился известный грузинский поэт XII века Шота Руставели. В 1616 году персидские захватчики во главе с шахом Аббасом I подожгли Академию Икалто, и она прекратила свое существование.




Квелацминда (монастырь в Вачнадзиани)
Квелацминда - православный монастырь в лесном массиве Кахтубанского ущелья Гурджаанского района Грузии, в восьми километрах от села Вачнадзиани (быв. Шрома). В VI — VII веке в монастыре находилась трехнефная базилика, западная часть которой была повреждена оползнем. Фрагменты постройки можно видеть ещё сейчас. Позже была построена купольная церковь Квелацминда (Всех Святых). Церковь построена из камня и кирпича. Точное время основания монастыря не установлено. На основании художественно-стилистического анализа дата его постройки определяется VIII-IX вв. Считается, что некоторое время Квелацминда особо почиталась женщинами и являлась женской обителью. По преданию, стены церкви источали молоко, и матери, которые не могли кормить, приносили детей к храму и кормили их. В XVII в. этот регион вместе с монастырем принадлежал кн. Джано Андроникашвили, погибшему в 1640 г. во время кампании царя Кахети Теймураза I (1606-1616; 1634-1648) против дидойцев. Земли Андроникашвили в благодарность за преданность царь подарил кн. Нодару Джорджадзе, брату католикоса-патриарха Вост. Грузии Захарии I (Джорджадзе) (1623-1632). При кн. Нодаре кафоликон Квелацминда был отреставрирован: основные изменения коснулись центральной декоративной арки вост. фасада, барабана зап. главы, карниза и перекрытий. Считается, что в это же время храм был расписан.




Монастырь в Ниноцминде
Ниноцминдский собор наряду с упоминаемым Икалто является одним из старейших храмов Грузии (VI век н.э.) и вторым грузинским собором построенным по типу центрического храма с четырёхлепестковым планом. Для его возведения в основном использовались квадратные блоки зеленоватого цвета. Исторические записи свидетельствуют о том, что собор неоднократно ремонтировался и подвергался реставрации. Такие работы проводились в X и XI веках, а также в 1671 и 1774 годах. В своём очерке "Архитектура Грузии IV-XIX века" известный учёный-искусствовед Беридзе В.В описывал Ниноцминду в архитектурном плане так: "Дальнейшее развитие темы тетраконха мы видим в большом кафедральном храме середины VI века в селении Ниноцминда. С целью расширения подкупольного пространства строитель Ниноцминды срезал углы центрального квадрата и между четырьмя основными абсидами, по диагоналям, вставил еще четыре помещения своеобразной формы и несколько меньших размеров. В одном из этих помещений, по-видимому, находилась крещальня, другие скорее всего предназначались для женщин и, возможно, для оглашенных. Помещения эти имели по две абсиды, а снаружи были очерчены такими же полукруглыми стенами, как и главные абсиды храма. Храм имел семь входов — по одному в каждой абсиде (кроме алтарной) и в каждом угловом помещении. Основным источником света являлись три окна алтарной абсиды вместе с окнами купола. Остальные абсиды также имели окна (по одному), тогда как угловые помещения получали свет только из центрального пространства и из дверей. Таким распределением освещения храма архитектор подчеркивает значение алтаря, подчиняет угловые, затененные помещения абсидам и достигает гармоничности в восприятии всего внутреннего пространства." Разрушили собор два землетрясения 1824 и 1848 годов. Во время первого рухнул купол, а второе не пощадило стены. В итоге от прежнего великолепия осталось немного: уцелела восточная часть здания и небольшой остаток западной стены, поддерживаемый поздней пристройкой западного притвора.




Церковь Кветера
Церковь Кветера - грузинская православная церковь в историческом городе-крепости Кветера в Кахети. Церковь Кветера была построена в первой половине X века. Это сравнительно небольшая церковь, в стиле грузинской архитектуры цитата не приведена 1235 дней, завершенная куполом. Купол опирается на барабан, поставленный над квадратным в плане пространством. С четырех сторон к подкупольному пространству примыкают апсиды. По углам между ними пристроены небольшие низкие ячейки. Таким образом, это крестово-купольный храм типа тетраконх. Фасады храма не изобилуют украшениями, что типично для кахетинской церкви; большая их часть оформлена равномерно расположенными арками. Город Кветера был одним из центров княжества Кахетия. По данным Вахушти Багратиони Кветера основан, по крайней мере, в VIII веке н. э, упоминание о нём имеется также в письменном документе XI века.






Череми (исторический памятник)
Исторический памятник Череми - исторический и археологический памятник в восточной Грузии, находящийся в пределах и окрестностях деревни Череми, относящейся к Гурджаанскому муниципалитету (край Кахетия). Он включает в себя руины церквей, замок с кольцевой стеной и захоронения. Части этих руин соответствуют вымершему городу Череми, известному по раннесредневековым грузинским хроникам.
Череми расположен на Чермисцкали, правобережном притоке реки Алазани, на северо-восточных склонах хребта Цив-Гомбори. В эпоху поздней античности эта область служила стратегической границей между Картли (Иберией) и Кавказской Албанией. Первое письменное упоминание о Череми встречается в хронике Джуаншера Джуаншериани, составленной около 800 года, которая приписывает Вахтангу I Горгасали, царю Картли конца V века, строительство двух церквей в Череми и цитадели между ними. Сообщается также, что Вахтанг даровал «город Череми» своему старшему сыну Дачи. В поздний период царствования Вахтанга крепость Череми была разрушена в результате нападения персов. После этого Череми никогда больше полностью не восстанавливался, но сохранял свою функцию в качестве места резиденции епископа вплоть до XVIII века.




Давид-Гареджа
Давид-Гареджа — комплекс грузинских пещерных монастырей VI века, расположенный в 60 км к юго-востоку от Тбилиси, на грузинско-азербайджанской границе, и простирающийся на 25 км вдоль склонов полупустынного Гареджийского кряжа.
Комплекс представляет собой высеченные в скалах около 20 монастырей и охватывает территории трех районов Грузии — Гардабанского, Сагареджийского и Сигнахского. Главным монастырем считается лавра св. Давида, которая находится на северном склоне горы, разделяющей Грузию и Азербайджан. Граница проходит по вершине горы, которую грузинские историки называют Удабно, по названию одного из монастырей. Этот монастырь находится на азербайджанской территории — на южном склоне горы. Помимо них на южном склоне горы расположены более 100 пещер, которые использовались монахами в качестве келий. Больше всего отдален от границы монастырь Бертубани (датируемый XII веком), который находится на расстоянии примерно двух километров от неё. Во многих церквах и трапезных монастырей сохранились фрески VIII—XIV вв. с портретами исторических лиц, в том числе портрет царицы Тамары.






Церковь Воскресения стоящая на территории Азейбаджана




Храм Иоанна Крестителя в Алвани
Храм Иоанна Крестителя - храм расположенный между селами Земо-Алвани и Квемо-Алвани, возведенный в VIII - IX веках. Церковь представляет собой трехнефную базилику с пристроенной в XVII веке кирпичной колокольней. Сам храм построен из булыжника и щебня, столбы и своды - из кирпича. В XVI веке по распоряжению царя Левана он был расписан фресками, которые неплохо сохранились и ныне являются главной достопримечательностью храма.




Монастырь Некреси
Некресский монастырь - грузинский православный монастырь в восточной Грузии, в краю Кахетия. Некресский монастырь возвышается на лесистом холме, известном как гора Назвреви гора (буквально «холм бывших виноградников»), в восточной части большого исторического комлекса Некреси - цветущего города эпохи поздней античности. Монастырь представляет собой комплекс зданий: трёхцерковную базилику Успения Пресвятой Богородицы и погребальную часовню (обе датируются VI веком), церковь Архангела Михаила, построенную в VIII или IX веке, трапезную XII века, а также епископский дворец IX века оборонительную башню XVI века. Последние два объекта и изображены на рисунке и фотографии (справа).
Епископский дворец представляет собой двухэтажное здание, стоящее в нескольких метрах к юго-западу от церкви Успения Пресвятой Богородицы. Окна на обоих этажах имеют резко очерченные подковообразные арки, архитектурный элемент, не используемый в Грузии после IX—X веков. Комнаты расположены в порядке анфилады. Первый этаж почти полностью занят винным погребом, с большим прямоугольным каменным винным прессом в его северной части и рядом винных кувшинов (квеври), погребённых под землей. Потолок поддерживается восьмиугольной колонной в центре. Двухэтажная лестница ведёт на террасу, которая затем продолжается в главную комнату верхнего этажа. Здание было покрыто деревянными балками, поддерживающими терракотовую плитку. К востоку к дворцу примыкает одноэтажное сводчатое здание, предположительно трапезная из-за его расположения рядом с винным погребом. К северной стене дворца примыкает трёхэтажная оборонительная башня, построенная в XVI веке. Она была построена на месте ранней прямоугольной конструкции с резервуаром для воды и оснащена амбразурами. Её самый верхний этаж, с большими отверстиями, также использовался в качестве колокольни.
в VIII веке после серии землетрясений и иностранных вторжений, Некреси пришел в упадок. Однако монастырь продолжал функционировать и даже некоторое время являлся резиденцией епископов, носивших титул Некресели. В 1785 году смуты и непрекращающиеся грабительские набеги со стороны Дагестана вынудили епископа перевести свой престол из монастыря в относительно безопасную церковь соседнего села Шилда. Вскоре после того, как в 1811 году Российская империя упразднила Грузинскую церковь, епархия Некреси была ликвидирована, а сам монастырь был распущен

Tags: Грузия, Руины Кавказа
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

  • 1 comment